Какой компрессор выбрать для бытовых нужд – руководство по подбору агрегата
Выбирая компрессор, следует руководствоваться принципом необходимой достаточности его возможностей и исходить из того, чтобы он был максимально простым, надежным и удобным в использовании.
Содержание
С чего начать выбор компрессора – определяем тип оборудования
В одной из публикаций сайта уже рассматривался вопрос выбора компрессорного оборудования для собственных бытовых нужд. Это статья под названием «Как выбрать компрессор для гаража». В ней достаточно подробно был рассмотрен данный вопрос и даны практические рекомендации по выбору компрессорной техники, которые можно использовать также при подборе оборудования для любых целей, в том числе производственного характера.
В этой публикации будут подытожены и обобщены сведения и рекомендации той статьи и сделаны акценты на некоторых ее моментах, но с учетом выбора компрессорного оборудования именно для бытовых нужд. Также в этой публикации будут рассмотрены дополнительные второстепенные критерии подбора компрессорного оборудования для бытовых нужд, не приведенные в той статье.
Итак, с чего следует начать выбирать компрессор? В первую очередь следует определиться с его типом. В вышеупомянутой статье «Как выбрать воздушный компрессор для гаража» были приведены все виды этого оборудования и рассмотрены их основные преимущества и недостатки.
Какому же оборудованию отдать предпочтение – роторному (винтовые и спиральные агрегаты) или поршневому? Для любого бытового и даже профессионального, но не связанного со сложным производством, компрессора при неизменных высоких показателях его работы лучше всего подойдет последний тип агрегатов (поршневой). Даже если есть «лишние деньги».
Да, винтовые и спиральные агрегаты по всем параметрам превосходят поршневые: при равной мощности потребляют электроэнергии на 30 % меньше, гораздо менее шумные, имеют в десятки раз больший моторесурс, могут работать непрерывно (их можно выключать лишь на время планового технического обслуживания) и так далее. Но они в несколько раз дороже поршневых компрессоров, которые, в свою очередь, если правильно подобрать нужную модель оборудования, полностью удовлетворят потребности в сжатом воздухе как по его количеству и давлению, так и по качеству (на предмет содержания влаги и/или масляных паров).
А способность винтовых и спиральных агрегатов работать непрерывно в зависимости от условий и способа эксплуатации компрессора может стать их большим недостатком. В прерывистом режиме это оборудование использовать просто недопустимо, иначе оно быстро выйдет из строя. Поршневые агрегаты в этом плане, можно сказать, универсальны. Включать и выключать их можно практически сколько угодно. А продолжительность их непрерывной работы зависит от конкретной модели. И всегда можно подобрать именно такой поршневой компрессор, который по этому показателю обеспечит требуемый режим и продолжительность тех или иных работ с использование сжатого воздуха.
И еще один весомый козырь в пользу выбора для бытового, а часто и профессионального (для производства) использования именно поршневых компрессоров – это стоимость и возможность самостоятельного их планового обслуживания и ремонта. Винтовые и спиральные агрегаты можно будет отремонтировать только в специализированном сервисном центре. И обойдется это очень дорого. В ряде случаев затраты на ремонт могут достигать сумм, сопоставимых со стоимостью нового компрессора. Это зависит от характера поломки.
А конструкция и устройство поршневого компрессора таковы, что их при наличии определенных навыков и знаний можно отремонтировать самостоятельно. А если нет возможности или желания разбираться в сути проблемы и ковыряться в железках, то можно отдать агрегат на обслуживание не только в сервисный центр, но даже почти в любую мастерскую, профиль которой зависит от характера поломки. Например, если вышла из строя поршневая группа – то в автомастерскую. И в любом случае ремонт поршневого компрессора по сравнению со стоимостью такой услуги для винтового и роторного обойдется в копейки.
Определяем главные характеристики: производительность, развиваемое давление и другие
Определившись с типом компрессорного оборудования, начинаем его подбирать по основным характеристикам. К таковым относятся: производительность (в литрах в минуту – л/мин), развиваемое давление (как правило, в барах [бар] или атмосферах [атм.], причем 1 бар равен 0,98 атм. [кгс/см2] либо иногда в фунтах на 1 квадратный дюйм [psi], причем 1 бар соответствует 14,2 psi) и объем ресивера (в литрах – л). Причем, чтобы по этим характеристикам правильно выбрать компрессор для дома, гаража и другого бытового применения, обязательно надо обратить внимание на его потребляемую мощность и тип питания. Как и почему по этим параметрам и производительности, давлению и объему ресивера выбрать тот или иной вариант оборудования достаточно подробно изложено в упоминавшейся выше статье «Подбор компрессора для гаража».
Здесь только конкретизируем некоторые моменты. Так, например, вряд ли кто-то собирается дома хоть когда-нибудь одновременно использовать несколько потребителей сжатого воздуха. Поэтому выбор компрессорного агрегата должен быть ориентирован на какой-то один самый прожорливый. Но при этом, опять же, надо закладывать те запасы по производительности и давлению, которые указаны в вышеупомянутой статье.
А когда встает вопрос, как выбрать компрессор для покраски, а другой пневмоинструмент использовать не предполагается, то вряд ли стоит ориентироваться на потребности в сжатом воздухе краскораспылителя. Характеристики этих устройств варьируются в довольно широких пределах: по давлению – 3–6 бар, а по расходу воздуха – 100–400 л/мин. Для бытового применения, как правило, всегда вполне подойдет наименее производительный распылитель. Соответственно, и компрессор для него потребуется менее мощный и производительный, а, значит, и не такой дорогой.
И даже если уже есть в наличии высокопроизводительный, но прожорливый распылитель, рекомендуется приобрести другой, с характеристиками, соответствующими параметрам выбранной понравившейся модели компрессорного агрегата. Покраска от этого не пострадает, но зато можно будет существенно сэкономить на покупке компрессора и выиграть на некоторых других моментах, которые будут рассмотрены в следующей главе.
Определившись с основными характеристиками, необходимо также спрогнозировать для себя, как часто будет возникать необходимость в использовании компрессора, и какой продолжительности по времени будут работы с ним. Все это вместе позволит в случае покупки поршневого оборудования сделать правильный выбор в пользу коаксиального либо аксиального, масляного либо безмасляного агрегата (об их особенностях в той же статье про выбор компрессора для гаража). Но предпочтение все-таки следует отдавать аксиальным масляным моделям, хотя они и дороже.
При покупке обязательно надо будет поинтересоваться режимом работы агрегата. Может он быть непрерывным или компрессор рассчитан на повторно-кратковременную нагрузку. В последнем случае необходимо выяснить продолжительность и длительность включения (ПВ). Например, если ПВ составляет 60 %, то это означает, что после 6 минут работы компрессору необходим перерыв в 4 минуты (это время в совокупности составляет 10 минутный рабочий цикл). Причем многие агрегаты с повторно-кратковременным режимом эксплуатации имеют ограничение по продолжительности включения (для оборудования с ПВ 60 % может быть 6–10 минут и не более 15 минут не чаще 1 раза за 2 часа).
Другие нюансы выбора и особенности подбора оборудования для покраски
Чем мощнее и производительнее компрессор и чем больше у него ресивер и состав комплектующего его оснащения, часть которого можно отнести к дополнительному (клапан слива конденсата, фильтры очистки воздуха и так далее), тем он дороже, тяжелее и массивнее. Хотя одно из преимуществ высокой мощности и производительности – это больший моторесурс (как и у двигателей автомобилей – чем больше объем, лошадей, тем он дольше проработает без капремонта).
Но надо определиться, действительно ли нужны те л/мин, бары, объем ресивера и остальное, которые кто-то посоветовал. Зачем переплачивать, если можно обойтись меньшим. И потом, ведь компрессор еще надо будет где-то хранить, а на это нужно место, соответствующее его габаритам. Надо будет его перетаскивать или даже доставлять транспортом до места работ. А трудоемкость этой операции зависит от массы и опять же габаритов компрессора. Да и во время работы эти параметры могут оказаться немаловажными.
Так что при выборе компрессора надо еще и учитывать его массу, размеры и мобильность. Причем для последнего у него должно быть удобное, прочное и надежное оснащение: ручки, стойки с колесами и так далее.
В случае выбора агрегата для покраски необходимо определиться с требуемым качеством воздуха и продолжительностью непрерывной работы. Если, к примеру, надо окрасить забор на участке, то и содержание в струе паров воды или масла значения не имеет. И во сколько приемов сделана будет эта работа – тоже, по большому счету, не важно. Ничего страшного не произойдет, если периодически компрессор будет отключаться или воздуха либо его давления в ресивере будет недостаточно для продолжения покраски. Подойдет любой агрегат, даже без ресивера с необходимой производительностью и давлением.
А когда надо произвести работу достаточно высокого качества и непрерывно в течение определенного времени, допустим, покраску автомобиля, то при выборе компрессора помимо прочих следует исходить еще из следующих критериев:
- Минимальный объем ресивера – 50 л.
- Чем производительнее агрегат, тем лучше. Работающий на пределе возможностей будет, скорее всего, перегреваться, периодически отключаясь в самое неподходящее время.
- Чем больше ресивер, тем лучше. Его большим объемом иногда даже можно компенсировать недостаточную производительность. Пока сам компрессор отдыхает, потребность в воздухе покрывают его запасы в ресивере. А с другой стороны, из большего ресивера воздух всегда прохладней (поступающий из компрессора нагретый смешивается с большим объемом уже остывшего, и потом вся смесь имеет более продолжительное время для остывания, пока давление в ресивере не снизится).
- При покупке агрегата следует уточнять степень очистки выдаваемого им воздуха от влаги и масла. При необходимости возможно дооснащение соответствующими фильтрами.