Снегоуборщик для мотоблока – насадки для борьбы с сугробами
Снегоочистители на колесном или гусеничном ходу – это незаменимая техника для борьбы с высокими сугробами. Мы предлагаем вам узнать некоторые особенности и возможности этих полезных приспособлений
Содержание
Что входит в состав снегоуборочного комплекта?
Самое надежное средство для борьбы с заносами, проверенное водителями автомобилей и прошедшее многолетние испытания у дворников – большая совковая лопата. Однако вручную справиться с сугробами, если они достигают метровой толщины – не самое легкое занятие, поэтому лучше воспользоваться малой механизацией труда и прицепить на мотоблок отвал, сильно напоминающий ту же лопату. Во всяком случае, эффект от использования этого приспособления очень схожий, снег сгребается с дорожки в сторону.
Но такое решение возможно только в том случае, если есть куда сгребать сугробы, если же вокруг возвышаются все те же заносы, нужен снегоотбрасыватель. Устройство этой своеобразной снеговой пушки не сложное, зато эффективность намного выше, чем у отвала. Кроме того, техника такого типа способна работать в сугробах любой глубины, непрерывно захватывая и откидывая снег на большое расстояние. Зачастую снегоуборщик представляет собой самостоятельную разновидность техники на колесном или гусеничном ходу, однако на сегодняшний день выпускается и навесное оборудование для мотоблоков, таких как Агро, Беларус, МТЗ.
Но, несмотря на большое количество моделей, работают все они по схожему принципу: эти устройства разделяют на самоходные и ручные, по принципу же действия – на роторные и шнековые.
И, наконец, последнее оборудование. Когда почти весь снег убран (или только выпал тонким слоем), в дело идет вращающаяся щетка. Насадка может быть двух типов – парной на дисковом основании или на валу, в виде большого горизонтального ершика для посуды. Вращение осуществляется таким образом, чтобы сметать снег (а также палые листья или иной мусор) по ходу уборочной машины. В целом, все три навесных устройства можно использовать одновременно, если установить на самоходную технику, либо попарно на мотоблоке с пристегнутой адаптерной колесной парой, снабженной сиденьем на раме.
Как работает роторный и шнековый снегоуборщик?
Снегоуборщик для мотоблока, такого как Агро или Кадви, представляет собой большой ковш, который не сталкивает снег в сторону, как отвал, а наоборот, захватывает его и направляет узким потоком на шнек – винтовой транспортер. Данное оборудование состоит из двух парных архимедовых винтов, но не литых, как у мясорубки, а сделанных из узких полос с зубцами по внешней заточенной кромке. Это позволяет соединить части шнека так, чтобы они входили одна в другую, что дает большую площадь захвата снежной массы.
Оба винта направлены к центру, куда и подается снег, разрыхляемый зубцами ножей. Вращающиеся лезвия позволяют даже твердый наст разбить на мелкие комки. Примечательно, что парно соединенные перехлестом винты обеспечивают достаточно медленное движение загребаемого снега: на каждый полный оборот шнека захваченный ком проталкивается только на один виток. Это нужно для того, чтобы не забился метательный канал, где установлен вентилятор либо ротор.
Ранее мы упоминали про разделение снегоуборщиков на шнековые и роторные. Первые также называют одноступенчатыми, то есть с транспортера снег сразу попадает в раструб, откуда выдувается мощным вентилятором через короткий «ствол». Второй тип – двухкаскадный, его правильнее было бы называть роторно-шнековыми, поскольку эти устройства включают в себя оба эти узла. Винт подает снежную массу в жерло, где с большой скоростью вращается ротор, придающий снегу дополнительную скорость при выбросе. Такие модели, устанавливаемые на Агро и МТЗ, способны метать струю на 20–25 метров, в отличие от шнековых, выброс которых не превышает 10 метров, в среднем же держится в пределах 7–8.
Какой снегоуборщик выбрать для загородного участка?
Итак, мы знаем, что существуют самоходные и ручные снегоочистители. Казалось бы, первые намного удобнее, но давайте более подробно рассмотрим существующие разновидности обоих типов. Ручные устройства представлены только непосредственно снегоочистителем, который ничем более не может быть полезен, кроме того, можно выбрать универсальный мотоблок, на который навешивается снегоуборщик.
Самоходный ряд несколько шире, в нем нашлось место устройствам для борьбы с сугробами на базе мини-трактора, а также на малом либо среднем тракторе и, наконец, на платформе крупной спецтехники. Логично, что даже при желании работать с комфортом, сидя в кресле самоходной машины, последние 2 типа, то есть средние и тяжелые трактора, непригодны даже для крупного фермерского хозяйства. Это слишком большие мощности, которые будут использоваться не полностью и большую часть года простаивать, что нерентабельно при высокой стоимости подобного оборудования.
Поэтому нам остается выбирать только между ручным снегоуборщиком или таким же устройством на базе мини-трактора. Второй вариант также требует высоких затрат, но вполне подходит для уборки снега с большой территории. Мотоблок Агро, Беларус или любой другой намного дешевле самоходной установки и в то же время он универсальный, в отличие от ручного снегоочистителя.
Кроме того, не стоит забывать про адаптер, который легко превращает одноосный мотоблок в мини-трактор за счет дополнительной пары колес. После установки такой приставки можно использовать 2 подвеса вместо одного, что позволяет установить как снегоуборщик для мотоблока Агро спереди, так и отвал на задней скобе адаптера. Щетку же можно установить лишь на место шнека очистителя, либо в качестве самостоятельного навесного устройства на переднюю скобу с приводом от вала двигателя. На двухосной садовой технике щетки ставятся одновременно со снегоочистителем и подсоединяются к заднему валу.
Как использовать мотоблок с навесным снегоочистителем?
Независимо от того, используете ли вы снегоочиститель или навесное оборудование такого рода на мотоблоке, в любом случае важно правильно устанавливать скорость движения. Собственно, специальная ручная техника для расчистки заносов зачастую имеет только один скоростной режим, адаптированный под частоту вращения шнека. Такое решение обеспечивает максимальную эффективность, поскольку в ковш попадает строго определенное количество снежной массы.
Если же техника снабжена коробкой передач, оптимальный выбор – 4 км/ч, максимум – 7 для некоторых мощных моделей. Главное, чтобы не забивалось жерло приемника, где находится ротор или вентилятор для выброса снега. Определившись со скоростью, нужно также принять во внимание толщину снежного покрова. Как правило, в технических характеристиках любой снегоочистительной машины упоминается, на какую толщину заноса рассчитан ковш. В частности, мотоблоки Агро комплектуются такими навесами и снабжены подробными инструкциями.
Если оборудование импортное (особенно – китайское), то лучше брать за основу 100 миллиметров. Именно таким бывает слой свежевыпавшего снега на дорожках. Однако бывает, что осадки зимой очень обильные, и в этом случае за ночь могут образоваться сугробы. Следует помнить, что редко какой ковш рассчитан на занос высотой более 200 миллиметров.
Изготовление снегоочистителя своими руками
Дешевле всего сделать оборудование для борьбы с сугробами самостоятельно, ведь, к примеру, чтобы мотоблок Агро был со снегоуборщиком, навесное устройство обойдется вам в 24 000 рублей. Поэтому, чтобы избежать таких затрат, мы предлагаем попробовать сделать насадку самостоятельно. Для начала задаем контуры ковша с помощью узких металлических уголков, собирая каркас сварным соединением. Далее обшиваем листовым железом, можно использовать алюминий для облегчения конструкции, но такие пластины нужно будет приклепывать или сажать на болты.
Заднюю часть ковша желательно усилить для расположения там соединения с подвесом мотоблока. Укрепляем стальными полосами и передние захватывающие кромки. С внутренней стороны боковых стенок точно по их центрам устанавливаем втулки с подшипниками для вала шнека, в качестве которого может быть использована обычная стальная труба подходящего диаметра. В центре ее прорезаем продольную щель и вставляем металлическую пластину с размерами 280х120 миллиметров – она будет играть роль крыльчатки для забрасывания снега в раструб выходного канала.
На углах пластины должны быть заранее сделаны выступающие и отогнутые проушины для закрепления винтов либо жестко закреплены уголки. На одном из торцов трубы приваривается шпонка для звездочки под цепную передачу или шкива под ременную. Для вывода шпонки наружу делается отверстие в стенке. Далее нужно сделать шнек, для чего из листовой стали вырезается 4 кольца, каждое из которых распиливается поперек по одной стороне для размыкания. На концах трубы навариваем уголки с жестко закрепленными к ним полосами стали, расположив их параллельно крыльчатке (длина ее и полос должна совпадать).
Теперь раскладываем кольца парами, берем любое и привариваем, обведя вокруг вала, один конец к полосе возле торца трубы, а второй – на проушину крыльчатки. Следующее кольцо привариваем на противоположной стороне центральной пластины и ко второй полосе. С другого конца вала повторяем то же самое, только зеркально. Чтобы шнек измельчал снежный наст, на его внешних кромках нужно сделать скошенные по ходу вращения зубцы. И, наконец, принимаемся за выходной канал. Для него делаем отверстие в верхней части короба ковша, куда на поворотной платформе устанавливаем стальную трубу (можно из оцинковки).
У входного отверстия жестко закрепляем мощный вентилятор от автомобильной печки, со стальными лопастями, которые можно вырезать самостоятельно, и герметично закрытым сердечником. Для питания понадобится аккумулятор либо генератор, преобразующий энергию вращения вала в электрическую. Далее позади ковша монтируем крепеж, чтобы подвешивать снегоуборщик для мотоблока Агро (такой можно найти готовый в магазине), и с помощью дополнительного вала и пары шкивов делаем внешнюю передачу на шнек. Ее можно закрыть жестяным кожухом от попадания снега.